Судьба Зейнелхана Мухамеджана крепко сплелась шелковой нитью со старинным казахским искусством – вышивкой бiз кесте. Именно ему принадлежит заслуга возрождения этого вида ремесла в Казахстане и Центральной Азии Дело настоящего мужчины
– Меня часто спрашивают, почему я занимаюсь именно вышивкой. Мол, не мужское это дело, – улыбается мастер. – Я всегда говорю, что это не работа, а искусство. А у него нет ни пола, ни возраста.
Как рассказал Зейнелхан, бiз кесте – это традиционная вышивка обычным тамбурным швом, только выполняют ее не иглой, а с помощью крючка. Зародилась она в глубокой древности и веками являлась одним из самых популярных видов творчества кочевников. Вышивкой украшали юрты, одежду, головные уборы. Но, увы, в 60–70 годах прошлого столетия она была полностью утеряна. Мастеру пришлось изучить немало литературы, чтобы восстановить эту древнюю технику.
После окончания художественного училища он долго искал свою дорогу в творчестве. Попробовал себя и в живописи, и в керамике, но судьба сама посадила его "на крючок". А вдохновила на это дело любимая супруга. Она шила тускииз (казахский настенный ковер), украшенный различными узорами, орнаментом. Вот тогда-то художнику и пришла идея попробовать один из самых сложных тонких и изящных видов ручной работы – вышивку крючком. И вот уже более двадцати лет он не занимается ничем другим, кроме крючка и шелковой нити.
– Творчество это интересное, но очень непростое, тем более для мужчины. Но даже не потому, что оно требует внимательности, сосредоточенности и усидчивости. Я хотел подать это древнее искусство по-новому, – говорит Зейнелхан. – Согласитесь, сложно в орнамент, который из поколения в поколение передается от наших предков, придумать новые сюжеты. Поэтому я стараюсь смешивать стили: традиционный орнамент, элементы живописи, графики, современных взглядов.
Песня степей
Работы Зейнелхана Мухамеджана завораживают взгляд, околдовывая разум бесконечностью переплетения игривой нити. Разнообразие символов, цветов и различных деталей в одной работе каждый раз позволяет увидеть что-то новое. Но самое интересное, что и без слов в этих полотнах читаются целые легенды.
– Основная тема моих произведений – это знаки и тандемы, обычаи и традиции кочевого народа, и самое главное – степь. Там, где я вырос, были бескрайние красивые степи…
Создание одного такого шедевра требует немало времени. Порой уходят недели.
– Я не могу работать только над одной картиной. Берусь за несколько сразу. Наношу рисунок, начинаю вышивать, подхожу к другой работе, покорплю немного над ней, потом возвращаюсь к первой. Наверное, это помогает мне не уставать.
В мастерской Зейнелхана можно найти каждый день, с раннего утра до позднего вечера. Как говорит он сам, у творчества не бывает выходных. Он даже в гости надолго не любит ездить, потому что начинает скучать по теплой ткани, послушной нити и верному крючку.
– В детстве я увидел, как моя мама в юрте что-то вышивала и пела народную песню. Тогда я не понимал, почему, а сейчас понимаю. Потому что за такой приятной работой душа поет. К тому же вышивка очень успокаивает, и в какой-то степени даже лечит.
Работа на миллион
– Как-то раз один человек, смотря на сотворенную мною вещь, сказал, что так невозможно сделать вручную. И обвинил меня в том, что на самом деле все это вышиваю с помощью специальной машинки. Это было для меня лучшей похвалой, – говорит рукодельник.
Вообще, по словам мастера, ко всем своим работам он относится, как к детям. Поэтому определенную цену за ту или иную картину ему назначить сложно – ведь все они кажутся дорогими не в плане финансов, а чувств.
В прошлом году в Лондоне проходил аукцион работ современных художников и мастеров, организованный детским фондом. Тогда его картина (размер всего 60 на 60 сантиметров) была оценена в 35 тысяч фунтов стерлингов.
– Деньги эти я не взял – они пошли на благотворительность. Главной наградой для меня было то, что мой труд оценили по достоинству.
Сейчас Зейнелхан Мухамеджан передает свое ремесло ученикам. Он преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства имени Тансыкбаева. Отрадно, говорит умелец, что такой вышивкой заинтересовались не только девушки, но и парни. Помимо этого фонд "Евразия" приглашает его для проведения мастер-классов для ремесленников со всего Казахстана.
К слову сказать, дочь художника Ботагоз тоже пошла по стопам отца. Она с детства любила наблюдать за его работой, и сейчас радует мастера не менее достойными изделиями. А в последнее время к этому делу приобщилась и супруга Зейнелхана. Пока он не позволяет ей вмешиваться в творческий процесс создания образов, но "раскрашивание" некоторых элементов доверяет.
Взгляд в историю
Вышивка – один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Само название вышивки – кесте – архаично. Оно возникло, по всей вероятности, в среде аборигенных ираноязычных степных насельников Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности. По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова ("кесте, кеште, кашьта" – с древнеиранского буквально: "нарисованное") несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента.
Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена.
Фото: Максима ЗОЛОТУХИНА
Автор: Наталья Глушаева
источник