Stitchmaker

Здравствуй, Сосед

Логин:
Пароль:
Пользовательского поиска
Меню сайта
Мои схемы
Обсуждения на форуме
  • Напитки, коктейли... (15)
  • Капельки счастья (483)
  • Интересные фильмы, книги (343)
  • Мастер-классы из сети (12)
  • Общая хвастушка форумчан (155)
  • Моничкина жизнь (1493)
  • Банты и цветы из лент (24)
  • Шарфы, палантины, накидки (122)
  • английская резинка спицами (0)
  • Блюда из тыквы (32)
  • Короткие объявления
    Схемы у вышивальщиц просим в личке!
    --------
    При заказе просим указывать ваши точные координаты, чтобы менеджер мог с Вами связаться.
    --------
    Принимаю заказы на вышивку, разработку схем для вышивки, вязание крючком, пошив игрушек. Координаты - на странице "Обо мне"
    --------
    Аська временно недоступна, при необходимости просите в личке мои Скайп-координаты.
    Новости сайта
    09.01.2018
    2018 начинаем с игр и конкурсов! (0)
    14.12.2017
    Объявлется конкурс! (0)
    29.08.2017
    С Днем знаний! (0)
    Новые статьи
    29.06.2014

    Костер "Цветочный" (0)

    03.04.2013

    Мешочки с двусторонней затяжкой (2)

    06.03.2013

    Нарядный ободок (2)

    Статистика

    ---

    Счётчик PR и ТИЦ
    Кто сегодня приходил
    [ Новые сообщения · Жители · ПРАВИЛА ФОРУМА · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Анна  
    Форум Stitchmaker. » Вышивка » Традиции и вышивка » Казахская вышивка
    Казахская вышивка
    АннаДата: Среда, 02.11.2011, 16:24 | Сообщение # 1
    Магическая иголочка
    Группа: Модераторы
    Имя: Анна
    Страна: Украина
    Сообщений: 2902
    Награды: 32
    Статус: спит...
    Вышивка – один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Само название вышивки – кесте – архаично и возникло, по всей вероятности, в среде аборигенных ираноязычных степных насельников Центральной Азии, как известно, составивших предковую основу казахской народности.
    По мнению некоторых исследователей, семантика этого слова (кесте, кеште, кашьта с древнеиранского буквально – «нарисованное») несет в себе отзвуки далеких первобытных времен, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и выделанной коже магические знаки, служившие оберегами от темных сил и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранявшие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента.

    Немногочисленные археологические и письменные памятники свидетельствуют о том, что искусство вышивки зародилось у казахов в самые отдаленные времена. Огромный интерес представляют археологические находки из Ноин-Улинских курганов, расположенных в Северной Монголии. Здесь было найдено значительное количество текстиля, в том числе и вышивок. Исключительный интерес представляют вышивки хунн-ского происхождения, особенно две драпировки, как полагают, юечжий-ской или усуньской работы (примечательно, что районы Семиречья и Восточного Казахстана, где в древности проживали эти народности, являются главными источниками искусства национальной вышивки). Первоначально ими, без сомнения, драпировались стены хуннских жилищ, а возможно, отделялись одна половина жилища от другой. Сам факт присутствия этой категории изделий важен тем, что указывает на давность традиции использования крупных декоративных вышивок в убранстве жилища кочевников.

    Искусство вышивки складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов-казахов. Вышивкой занимались исключительно женщины, и этот домашний промысел носил среди казахских женщин самый массовый характер. Искусство рукоделия передавалось по наследству от матери к дочери и входило в круг обязательных добродетелей невесты. Во время свадебного обряда беташар, когда молодую представляют родственникам мужа, жених вручал невесте иглу, чтобы все видели, как она ею владеет. Вышитый шелковый платочек (кестелі орамал), подаренный девушкой джигиту, служил своеобразным признанием в любви. Наиболее древними материалами, которые использовались в вышивке, были войлок, обработанная кожа, шерстяные ткани и нити. Еще в Ноин-Улинских курганах мы встречаем кожаные сапожки богато вышитые разноцветными шелковыми нитками тамбурным швом. Казахи украшали вышивкой замшевые халаты (жарғақ шапан), брюки (жарғақ шалбар), сумки (аяқ қап). В ЦГМ хранится уникальный настенный ковер түскиіз, сшитый из кусков тонко выделанной замши и украшенный вышивкой шелками. Ковер этот изготовлен мастерицами из рода найман в начале XX века. В основном для декоративной вышивки использовали привозные материалы – бархат, сукно, фланель, вельвет, ситец. Материалом для вышивания служили шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные нитки, а также золотые и серебряные нити. В вышивке применялись бисер, кораллы и перламутровые бусины. На изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, в особо богатых декоративных вышивках применялась оторочка мехом соболя, куницы, выдры.

    Основная техника казахской вышивки – тамбурный шов, выполняемый с помощью крючка или иглы (біз кесте). Часто тамбурный шов применяется в сочетании с гладью в прикреп (баспа, бастырма) и простой гладью (шыралжын). Значительное применение в вышивке находит своеобразный петельный верхошов (шалма кесте), при котором нить образует зигзагообразное переплетение, что придает ему легкую ажурность. Вышивку крестом (жөрмеме) в основном используют при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале ХХ века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» – русская вышивка. Большого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья (алтындап тігу). В крупной декоративной вышивке оно применялось при украшении центральных элементов орнамента, в редких случаях золотым шитьем исполнялась композиция вещи в целом.

    Роль декоративной вышивки в красочном ансамбле жилища казахов была необычайно велика. Настенные ковры тускиизы украшали лучшую «почетную» часть юрты – төр. Небольшие вышитые изделия оживляли хозяйст-венную часть юрты, расположенную ближе к двери. Широкая вышитая полоса материи (тегеріш) опоясывала купольную часть жилища. Богато украшались вышивкой, бисером, позументом свадебные занавески (шымылдық), выполняющие значительную роль при обряде бракосочетания. В день свадьбы шымылдык скрывал молодых от взоров гостей, когда происходил обряд қол-ұстатар, своего рода обручение. Позже за этой занавеской находилась постель молодоженов. Вышивкой покрывалась верхняя часть шымылдыка, шторки его изготовлялись из дорогих сортов материи. Нарядной вышивкой, в основном растительного характера, украшались также постельные принадлежности: покрывала (төсек жапқыш), наволочки (жастық қап).

    В северных и юго-восточных районах Казахстана вышивали праздничные скатерти-дастарханы. В прошлом в зажиточных семьях изготовляли небольшие вышитые постилочные коврики для почетных гостей. Вышитые коврики для молитвы (жәйнамаз) были распространены в основном в Южном и Северном Казахстане.
    В начале XX века в интерьере казахского жилища появляются декоративные вышивки, заимствованные у русских и украинских переселенцев. К примеру, декоративные полотенца типа рушников (сүлгі), в которых использовались, как правило, приемы и мотивы, характерные для русского орнаментального творчества.
    Заметную роль в художественном оформлении убранства юрты играли мелкие бытовые предметы, украшенные вышивкой: сумки для хранения посуды (аяқ қап), чехлы для сундуков (сандық қап), хозяйственные сумки (қол дорба), футляры для ламп, зеркал, ножниц.

    С наибольшей полнотой и силой искусство национальной вышивки, многообразие ее орнаментальных форм и выразительность художественного языка проявились в изготовлении настенных ковров тускиизов. В настоящее время, когда многие предметы старого кочевнического быта остались лишь в памяти старшего поколения, традиция изготовления вышитых тускиизов сохраняется во многих уголках Казахстана. Этот вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит.

    Один или несколько тускиизов обычно развешивали в центральной части юрты и обязательно над кроватью. Отличительная особенность большинства казахских тускиизов – их П-образное обрамление, обращенная к низу часть ковра не имеет бордюра: украшение декором низа ковра, обычно скрытого от взора стопкой цветастых одеял, подушек или узорных войлоков, было нецелесообразным. В редких случаях ковер имеет небольшую нижнюю кайму. Композиционное построение орнамента в центральной части тускиизов также имеет свои традиционные приемы. Орнамент здесь крупней, значительнее, рассчитан на рассмотрение с дальнего расстояния. Большие участки фона остаются свободными от узора, что выгодно оттеняет и переключает внимание на более сложную детальную отделку П-образного обрамления.

    Одним из распространенных типов композиции каймы казахской декоративной вышивки является волнообразный растительный побег, в изгибах которого располагаются различные цветочные мотивы. Другим способом построения каймы является повторение одного и того же или двух разных мотивов (розетки, крестовины со сложными ответвлениями и т. п.).

    Большую роль в казахской вышивке играет колорит, цвет, умелое использование которого создает и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности. Основной прием казахских мастериц – контрастное сочетание цветов, градации одного цвета не применяются. Гамма цветов ограничена – красный, зеленый, желтый, голубой, белый. Более старинные вышивки почти монохромны. Доминирующий цвет – красный, символ солнца, очищающего священного огня.

    Орнамент казахской декоративной вышивки строго симметричен, характер узоров криволинейный. Преобладают растительные узоры, зооморфных и геометрических гораздо меньше. Орнаментальный строй образов явился отражением реального мира природы, творчески переработанного фантазией народных мастериц. Весна, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года. Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков. Не здесь ли лежал источник вдохновенья, из которого черпали свои образы казахские рукодельницы? Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают такие растительные композиции, как букеты цветов, кусты, побеги и т. п.



    Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...

    - Что это пробегало?
    - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
     
    АннаДата: Среда, 02.11.2011, 16:24 | Сообщение # 2
    Магическая иголочка
    Группа: Модераторы
    Имя: Анна
    Страна: Украина
    Сообщений: 2902
    Награды: 32
    Статус: спит...
    По Великому Шелковому пути в казахскую орнаментику проникали и чужеземные мотивы, к примеру, узоры в виде миндаля, граната, облака, гриба и т. п. Эти мотивы творчески перерабатывались и со временем приобретали традиционный этнический статус, и только при определенном усилии и фантазии можно усмотреть в них далекие дальневосточные, коптские, сасанидские или иные прообразы. В отдельных случаях в казахской вышивке проглядывают еще более архаичные образы, покрытые седой дымкой тысячелетий. Например, на старинных образцах вышивки из фондов Центрального Государственного музея встречается интересный и своеобразный узор в виде шестиугольной фигуры, заштрихованной клеткой, с отходящими от вершин стебельками с отростками на концах. Внешне он отдаленно напоминает мотив граната. Однако при внимательном рассмотрении этот узор вызывает прямые ассоциации с изображением черепах на одной из драпировок Ноин-Улы – та же трактовка узора панциря, лапы, стилизованные под побеги растения, зажатые во рту стебельки. Вполне допустимо, что здесь мы сталкиваемся с реминисценцией скифо-сибирского анимализма или точнее, дальнейшей эволюцией его реалистических животных образов, растворившихся в чисто орнаментальном творчестве поздних кочевников: панцирь земноводной рептилии приобретает условную геометризированную форму, но сохраняет характерную трактовку своего рисунка, конечности, голова, хвост стилизуется под растительные отростки.

    Поразительные находки последних лет, сделанные новосибирскими археологами в Центральной Азии, свидетельствуют о том, что черепаха являлась объектом художественного творчества еще верхнепалеолитического человека, а с ее образом связывалось художественное воплощение первобытной концепции строения мироздания, Вселенной.

    Глубокие архаичные корни имеет круглая розетка, широко используемая в орнаменте вышивки. Встречающиеся композиции розеток с ореолом из ряда многолепестковых цветов или обрамлением в виде отходящих стрелок имеют почти прямые аналогии в наскальных рисунках Казахстана эпохи бронзы, изображающих солнцеликих божеств. Розетка у вышивальщиц носит название «күн» (солнце), вихревая розетка – «айшық» (луна). Впрочем, надо сказать, что народные названия узоров были большей частью произвольной и далеки от первоначальной смысловой нагрузки, и представляют интерес только в плане раскрытия строя образного мышления, их мироощущения. Большое распространение в вышивке имеют изображение тамг, солярных знаков.

    Казахская декоративная вышивка и сегодня остается одним из массовых и излюбленных видов народного искусства. Жизненность этого искусства в глубокой его традиционности, в богатстве палитры художественных выразительных средств и простоте исполнения.
    источник



    Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...

    - Что это пробегало?
    - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
     
    MonichkaДата: Среда, 02.11.2011, 17:34 | Сообщение # 3
    дизайнер вышивок
    Группа: Админ
    Имя: Марина
    Страна: Украина
    Сообщений: 24408
    Награды: 82
    Статус: спит...
    о, эта тема, думаю, будет интересна нашим девочкам из Казахстана! а возможно у них и найдется чем дополнить ее, и похвастать или просто показать аутентичные образцы вышивки)))

    Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков.

    Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design
    Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
     
    ЭльмираДата: Среда, 02.11.2011, 22:55 | Сообщение # 4
    Иголочка железная
    Группа: Друг
    Имя: Эльмира
    Страна: Казахстан
    Сообщений: 166
    Награды: 7
    Статус: спит...
    Была рада прочитать о вышивке Казахстана. Хочу показать свой свадебный наряд. Фотка сканированная, качество плохое. наряд шили в ателье национальной одежды, о ручной вышивке не может быть и речи, так как сами знаете цены на ручной труд! Но все таки... это имитация вышивки - аппликация!
     
    АннаДата: Среда, 02.11.2011, 23:16 | Сообщение # 5
    Магическая иголочка
    Группа: Модераторы
    Имя: Анна
    Страна: Украина
    Сообщений: 2902
    Награды: 32
    Статус: спит...
    Эльмира, это же сколько работать ручками нужно, чобы вышить такую красоту. chelust теперь понятно, почему проще аппликацию сделать.


    Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...

    - Что это пробегало?
    - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
     
    MalenaLaneveДата: Суббота, 05.11.2011, 13:20 | Сообщение # 6
    Магическая иголочка
    Группа: Модераторы
    Имя: Мария
    Страна: Италия
    Сообщений: 2392
    Награды: 28
    Статус: спит...
    Да уж, если такой костюм ручками вышивать, то он потом должен поколениями передаваться по наследству от бабушки внучке, такая красота!

    Поверь Господу, что ты можешь!!!

     
    ЭльмираДата: Понедельник, 07.11.2011, 22:39 | Сообщение # 7
    Иголочка железная
    Группа: Друг
    Имя: Эльмира
    Страна: Казахстан
    Сообщений: 166
    Награды: 7
    Статус: спит...





    вот такие свадебные костюмы предлагают сегодня нашим молодоженам в ателье, вышивка естественно ручная, цены запредельные, но очень все красиво! как нибудь я схожу в выставочный зал - покажу вышивку и ювелирные украшения в национальном стиле.
     
    MonichkaДата: Понедельник, 07.11.2011, 22:41 | Сообщение # 8
    дизайнер вышивок
    Группа: Админ
    Имя: Марина
    Страна: Украина
    Сообщений: 24408
    Награды: 82
    Статус: спит...
    какая красотища!!! Эльмирочка, буду ждать репортажа с выставок!

    Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков.

    Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design
    Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
     
    ЭльмираДата: Понедельник, 07.11.2011, 22:45 | Сообщение # 9
    Иголочка железная
    Группа: Друг
    Имя: Эльмира
    Страна: Казахстан
    Сообщений: 166
    Награды: 7
    Статус: спит...
    А это вышивка покрупней, здесь видны элементы вышивки и материалы, используемые вышивальщицей: золотые нитки, бисер и пайетки, да еще стразы, а как же без них.
    Шапочка невесты называется саукеле, самая дорогая детель в одежде невесты!
     
    АннаДата: Понедельник, 07.11.2011, 22:48 | Сообщение # 10
    Магическая иголочка
    Группа: Модераторы
    Имя: Анна
    Страна: Украина
    Сообщений: 2902
    Награды: 32
    Статус: спит...
    Красота!!! Да простят девочки с Украины, но наши вышиванки меркнут перед этим великолепием angel


    Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...

    - Что это пробегало?
    - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
     
    MonichkaДата: Понедельник, 07.11.2011, 22:50 | Сообщение # 11
    дизайнер вышивок
    Группа: Админ
    Имя: Марина
    Страна: Украина
    Сообщений: 24408
    Награды: 82
    Статус: спит...
    и не говори, Анют! не невесты - царицы!

    Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков.

    Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design
    Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
     
    Форум Stitchmaker. » Вышивка » Традиции и вышивка » Казахская вышивка
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Все материалы сайта защищены законом об авторских правах.
    Copyright MyCorp © 2020