| Здравствуй, Сосед
|
Короткие объявления | Схемы у вышивальщиц просим в личке! -------- При заказе просим указывать ваши точные координаты, чтобы менеджер мог с Вами связаться. -------- Принимаю заказы на вышивку, разработку схем для вышивки, вязание крючком, пошив игрушек. Координаты - на странице "Обо мне" -------- Аська временно недоступна, при необходимости просите в личке мои Скайп-координаты. |
Статистика | ---
|
|
Кадомский вениз
| |
Monichka | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:16 | Сообщение # 1 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Россия, которая при Петре буквально ворвалась на европейский рынок, по мнению государя, не могла позволить себе такой роскоши: ввозить из-за границ все необходимое - от пушек до "розоватых брабантских манжет". Уже тогда было замечено, что такой российский импорт способен стать причиной разорения землепашества и едва ли не заводов и мануфактур Империи. Петр тенденцию уловил, опасность почувствовал и издал указ (благо, что в те времена царские указы в отличие от нынешних президентских безропотно выполнялись). Как пушки научились отливать сами и парусину ткать в Хамовниках, так и кружева было приказано плести не хуже венецианских в Кадоме. Через моря и реки, собрав и бережно уложив в дорожную котомку иголки, нитки да кружева, несколько монахинь добрались из Венеции в Кадом. Ознакомились не без удивления с красотами местной Швейцарии и приступили к делу. Стали обучать местных женщин, так не похожих на итальянок, - синеглазых да круглолицых, плести иглой сказочные узоры. Такова легенда о возникновении кадомского вениза - уникальной игольной вышивки белым по белому, только в названии которой угадывается имя далекой столицы дожей - Венеции. Почему выбор пал именно на Кадом - уже тогда затерянную в лесах глубинку да место царевой ссылки еще со времен Ивана Грозного, об этом легенда умалчивает. Может, подвернулся государю под горячую руку кто-то из местных дворян, кого царь то ли наказал, то ли облагодетельствовал новым госзаказом. А может, перехватил у Петра Алексеевича выгодный государев заказ разворотливый местный купчишко. Об этом нам остается только гадать. Но вениз порожден потребностями российского рынка. Поощрение полезных, новых видов производства, промыслов и товаров было составной частью господствовавшей тогда в Европе экономической концепции меркантилизма. Вениз начал развиваться почти три века назад как кустарный промысел, таковым и оставался до самой революции. Даже когда в XVIII в. крепостничество, государственное регулирование пронизали всю российскую промышленность, промыслы продолжали жить по законам капиталистического рынка. Именно из них выросло производство ивановских ситцев, павловопосадских шалей и кузнецовского фарфора. Кадомский вениз из этой же породы. Советская власть кустарничества не терпела. В 1927 г. 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель "Пробуждение", ставшую со временем просто швейной фабрикой. Через 30 лет продукция предприятия была представлена на международной выставке в "кружевной Мекке" - Брюсселе и в Монреале. К тому времени кружево перестало быть основной продукцией "Пробуждения". В то же примерно время ушла навсегда из жизни другая вышивка - филейная. Расшивали тогда ею шторы, салфетки, покрывала она и дамские перчатки. Мы уже и представить себе не можем, какими они были, и с трудом припоминаем, как называются кружевные дамские перчатки без пальцев. Оказывается, митенками. Они вновь недавно вошли в моду. Только в Кадоме их давно уже не выпускают: забыли, как это делается. Отказались от них по одной простой причине - дорого, изделия не находили сбыта. Продукция кадомских мастериц всегда была предназначена для людей обеспеченных, относилась к предметам роскоши. И никак не хотела приспосабливаться к неприхотливому советскому быту. Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, надолго отпала. Только музеи изредка закупали изделия кадомских вышивальщиц, да делались заказы для выставок народного творчества. К концу 70-х годов опомнились наконец и занялись возрождением вениза. К этому времени он на русской почве разительно изменился. Уже не "гуляка праздный" венецианец. Земля рязанская, знаменитая своей уникальной яркой, многокрасочной вышивкой, такой традиции не знала. Российские крестьянки никогда не украшали свои сарафаны и рубахи венизом, как, впрочем, и ростовским золотым шитьем. В этом уникальность судьбы вениза - народного промысла, родившегося в Новое время. Русские вышивальщицы выдумали белошвейные узоры на снежной белизне полотна, внесли в орнамент российские мотивы, обогатили технику игольной вышивки, имитирующей плетеное кружево. И все же вениз нетрадиционен. И возродить его удалось только потому, что были живы еще вышивальщицы, знавшие, как творить это чудо на полотне, остались в музеях да старинных сундуках вещи, вышитые венизом. Работы кадомских мастериц пользуются неизменным успехом. Скатерти, панно, салфетки, полотенца и другие изделия неоднократно демонстрировались на международных и российских выставках и отмечались наградами.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:20 | Сообщение # 2 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Пятница, 04.02.2011, 01:28 | Сообщение # 3 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| ПК "Кадомский вениз" выпускает сувенирную продукцию - скатерти, салфетки, столешники, панно , а также изделия женского ассортимента, в т.ч. блузки, сарафаны в каталоге продукции вы можете увидеть и приобрести потрясающе тонкие работы! и вот немного информации о трудоемкости работы: stitcher.ru: Очень красиво. Мне непонятно одно: это машинная вышивка или сочетание машинной и ручной? - В каждой работе присутствует и то и другое. Фон, например, в основном "забивается" машинкой. А узоры и тем более прорези - ручная работа. Часто изделие есть в нескольких вариантах - с разными долями машинной и ручной вышивки. Например: Там самая первая вышивается 1297 часов (3-4 вышивальщицы пару месяцев вышивают) - в ней и ажурных вставок много и вышивка в основном ручная. Затем - попроще - и часов соответственно 450. Там уже доля машинной вышивки больше. А если чисто машинная вышивка - 50 часов. Следует обратить внимание на то, что машинная вышивка тоже «ручная» работа. Вышивальщица цеха машинной вышивки держа изделие в пяльцах вышивает на нем машинкой, поворачивая и двигая изделие таким образом, чтобы получился узор задуманный художником. То есть это не менее трудоемкий процесс, чем и ручная вышивка. В пересчете на дни получается одной вышивальщицей: первый вариант - делается 8 месяцев, второй - 2 месяца, а третий - неделю. Часто мастерицы работают парами-четверками, вышивая одновременно одно изделие.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Анна | Дата: Понедельник, 30.04.2012, 23:03 | Сообщение # 4 |
Магическая иголочка
Группа: Модераторы
Имя: Анна
Страна: Украина
Сообщений: 2902
Награды: 32
Статус: спит...
| История Кадомского вениза
История возникновения Кадомского вениза уходит далеко в прошлое. В народе до сих пор бытует интересная легенда.
Открыв окно в Европу, русский царь Петр I повелел всем знатным людям и боярам носить европейскую одежду, богато отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Приобретался этот наряд за золото. И чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь, которые и в Кадом скоро прибыли.
Кадомчанки, издавна славившиеся рукоделием, охотно освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево, сплетенные иглой сказочные узоры. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку - кадомский вениз, оставив в названии что-то венецианское. Та мы вроде породнились с Италией.
Трудно теперь сказать, так ли это было. Но легенда, не превратившаяся в быль, нереальна. А кадомский вениз, этот игольчатый сказочный узор белым по белому, существует и сейчас, три столетия спустя, существует как реальность. Отличались мастерством кружевоплетения и воспитанницы Кадомского женского монастыря. Их руками, на основе подлинных народных узоров создавались кружевные изделия, украшающие домашний быт.
Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А. Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Это было чисто меценатское начинание в скромных размерах. 1904-1905 годы оказались неурожайными, нужна была помощь людям. Наши прабабушки, бабушки, матери плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой вроде бы школьной комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения. Так возникла кадомская игольная вышивка, принесшая славу древнему городу.
Дочь Новосильцевой - М.Ю. Авинова сама выучилась новому виду вышивки, в дальнейшем усовершенствовалась в этом искусстве на основании заграничных альбомов и рисунков. Новый вид кружев имел успех как в высших кругах петербургского общества, к которому принадлежали Новосильцевы, так и у московских и петербургских владельцев магазинов.
Учредительницей кустарного пункта в Кадоме считается именно М.Ю. Авинова. В официальном сообщении о промысле, помещенном в Указателе ко Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году, говорится: «Авинова Мария Юрьевна, г.Кадом, Тамбовской губернии, учредительница пункта женских рукодельных работ в г. Кадоме». И далее перечисляются изделия, представленные Авиновой на выставку: художественные вышивки, скатерти, салфетки, дорожки, блузки, игольное и филейное кружево. Годовое производство на сумму 17-18 тысяч рублей; нитки покупаются в Костроме, холст - в различных мастерских и у местных крестьян. Сбыт - в Петербург, Москву, Киев, Лондон непосредственно заказчикам. Производство существует пять лет. Работает до 900 местных крестьянок. В их числе работали и наши прародительницы, работали «на барыню», в Кадоме есть еще люди, которые помнят это.
Изделия Кадомского пункта экспонировались на многих выставках - губернских, уездных, всероссийских. На состоявшейся в 1910 году в Моршанске сельхозвыставке пункт завоевал свою первую награду - Бронзовую медаль. Дальнейшие награды говорят об улучшении художественного качества изделий. В том же Моршанске в 1911 году на очередной выставке экспонаты кустарного пункта получили Большую серебряную медаль, а через год уже Большую золотую медаль. На Тамбовской выставке «Женский труд» 1912 года, где были представлены всевозможные женские рукоделия мастериц губернии, Кадомское игольчатое кружево отметилось Большой серебряной медалью, а на губернской сельхозвыставке уже Золотой медалью. На Всероссийской кустарной выставке 1913 года наши экспонаты также завоевали Золотую медаль.
И пошла повсюду добрая слава о кадомских кружевницах. Через Русско-английскую торговую палату увеличились заказы заграничных фирм на их изделия, причем запрос один - «требуются старинные русские образцы и узоры». Учредительница пункта М.Ю. Авинова убедилась в том, что самым выгодным и целесообразным являлось производство по иностранным образцам для России, по русским - для заграницы. Как явствует из «Указания ко Второй Всероссийской кустарной выставке», дело, начатое М.А. Новосильцевой с благотворительной целью - помощь населению в засушливые годы, в руках ее дочери М.Ю. Авиновой стало доходным коммерческим предприятием.
В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Стояла она на берегу Мокши, с северной стороны города. Деревянное, двухэтажное светлое здание по своей архитектуре и убранству было в числе лучших в городе. Располагало учебными классами, мастерской, раздаточным пунктом, складом готовых изделий и складом материала. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.
В качестве инструктора была приглашена воспитанница Мариинской кружевной школы Петербурга Пелагея Васильевна Угрюмова. Она имела большой опыт кружевного дела по работе в Ельце, сама составляла рисунки, вводила новые технические приемы и способы. Для сбора образцов выезжала в Вологодскую, Орловскую губернии, в Крестцы. Обходила деревни и села, собирала у населения старинные русские кружева. Ей приходилось вести сложную работу в двух направлениях: заграничные фирмы требовали вещи с русским узором, русские богатые потребители предпочитали изделия с западными мотивами. И приходилось создавать композиции в обоих случаях. Мастерство, с которым исполнялись эти композиции, свидетельствует, что их творили художницы-рисовальщицы с большим опытом и умением. Усердие Авиновой по внедрению техники игольчатого кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы. Авинова руководила пунктом до 1925 года. И только после этого школа была включена в систему ВСНХ. Заведующей Кадомским кустарным пунктом была назначена Свинарская Эмилия Евстафьевна - большой знаток народного искусства. Зав. производством оставлена Угрюмова, вплоть до 1936 года.
Приняв под свое ведение частновладельческое предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц, их список сохранен в архиве фабрики. Артель вполне оправдала свое название. Совместная работа подняла чувство ответственности каждого перед коллективом, стремление не отстать от соседки. В тот период экспорт кружевных изделий в Америку и Европу имел важное значение в госбюджете, и кадомские кружевницы внесли в него свою долю.
Артель в основном специализировалась на выпуске кружевных и венизных изделий. Кружевницы внесли в свое творчество новые узоры, в них впервые отразилось любовное отношение к родной природе, которой так богата кадомская земля. Красивое кружево пользовалось большим успехом. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе - Золотую медаль.
К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь. Все говорило о дальнейшем росте и укреплении кадомского промысла.
Война нарушила работу кружевниц. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на трудовой фронт рыть окопы. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.
В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой. В 1956 году отраслевой Комиссией экспертного Совета была проведена проверка ассортимента и качества выпускаемой продукции. По итогам проверки Комиссия приняла решение за хорошую работу сохранить за предприятием Диплом III степени и ежегодную денежную премию.
Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...
- Что это пробегало? - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
|
|
| |
Анна | Дата: Понедельник, 30.04.2012, 23:04 | Сообщение # 5 |
Магическая иголочка
Группа: Модераторы
Имя: Анна
Страна: Украина
Сообщений: 2902
Награды: 32
Статус: спит...
| В 1960 году артель была переименована в фабрику «Пробуждение», численность работающих составляла 30 человек. Фабричные изделия были направлены в Москву на Всесоюзный смотр-конкурс. Основную часть продукции составляли строчевышитые изделия. В конце 60-х и начале 70-х годов фабрика принимала участие во Всесоюзных выставках художественных промыслов в Москве. Но без знаменитого вениза. В военные и послевоенные годы мода на вениз прошла: не до него было. Но на фабрике из поколения в поколение передавалось искусство этой чудесной вышивки. В душе каждая кружевница мечтала о белом игольчатом чуде. И вот спустя 30 лет после победного 1945 года группа мастериц во главе с художником Е.В. Шембаковой - А.В. Дмитриева, А.И. Лазарева, А.С. Жуковская, Л.М. Никитна - вернулись к венизу. В честь 30-летия Победы над фашистской Германией они выполнили венизные салфетки. К 60-летию Октября художник А.Н. Петрунина с группой мастериц создали венизный комплект «Звездное небо», в него вошли венизная дорожка и шесть венизных салфеток. Венизное чудо сначала попало в Рязань на областную выставку, а затем в Москву на ВДНХ СССР, где вызвало большой интерес многочисленных экскурсантов. За свое творение мастерицы были удостоены поощрительной премии. В 1984 году фабрика направила на ВДНХ четыре модели женских блузок, отделанных ручной и машинной вышивкой.
И снова известен кадомский вениз, как в давние старые времена.
В 1985 году блузки, украшенные нашей традиционной вышивкой, экспортировались в Чехословакию. Через три года показывались на Московской межреспубликанской выставке. Комплект «Восторг», салфетки «Снежинка», венизные блузки красовались и на Красной Пресне на выставке товаров народного потребления «Консул-Экспо-90», вызвав поистине восхищение прекрасными творениями кадомских рукодельниц с фабрики «Пробуждение».
Спасибо вам всем, кадомские мастерицы, прославившие родной Кадом своими красивыми делами. Спасибо тем, кто сейчас творит это чудо, тем, кто на заслуженном отдыхе.
С конца 1992 года фабрики больше нет - есть ТОО «Кадомский вениз». К нему и требования жизнь предъявляет особые - современные, трудные.
ИСТОЧНИК
Кому-то Бог дал рученьки, а кому-то - грабельки...
- Что это пробегало? - Это полгода. Они часто здесь пробегают.
|
|
| |
|
|