Ткать и вышивать считалось престижным занятием для ханских жен, жен беев и мурз. Эти ремесла были обязательными для женщин простого происхождения. Каждая должна была производить бытовые предметы (текстиль) своими руками. Крымские татарки щеголяли друг перед другом мастерством владения ремеслом. В одежде существовала сложная система символов (также как и у других народов). Многие элементы костюма имели ритуальное значение (наиболее выразительно они проявлялись во время свадебного обряда). В одежде можно разглядеть сакральное действо, которое выполняли взаимосвязанные "говорящие" элементы одежды, игравшие обереговую и очищающую роль.
Платье невесты бывало чаще бархатное, обшитое тесьмой "шерт". Рукава украшались монжетами.
Существовали орнаменты магико-заклинательного характера, которые отвращали злые чары, привораживали влюбленных, играли роль оберегов семейного очага, дома и человека.
Вышивку использовали в лечебных целях, изготавливали и вышивали треугольные обереги (в которые вшивались суры из Корана).
Орнаменты могли изображаться в магических целях. Белая магия, направленная на защиту человека от зла, используемая в лечебных целях, практикуется в повседневном быту крымских татар и поныне.
В тканых льняных полотенцах обязательно присутствует красный цвет.
Наряду с основным утилитарным назначением и костюм так же обладает символико-охранительной функцией.
источник: narodko.ru