"Устройство" темари Традиционно основа для темари изготавливалась из старых, отживших свое кимоно, которые рвались на полосы и сматывались в тугой клубок. Иногда основой для такого клубка служил мешочек с рисовой шелухой или деревянная бусина. Внутрь шарика может быть помещен колокольчик или погремушка, шнурок от которых иногда выводится наружу, если для получения звука надо дернуть за него.
Когда сформирована основа темари в виде очень плотного тряпичного шара, наматывается верхний слой декоративных ниток, по которым ведется собственно вышивка. Традиционные узоры, как правило, геометрические, иногда включающие элементы свободной вышивки. В любом случае работа над темари начинается с предварительной разметки шарика специальными нитями. Типов разметки очень немного, они известны веками, и все многообразие узоров построено именно на них. Традиционные темари использовали всего 2 вида стежков для вышивки и несколько приемов обмотки шарика, на основе которых выработаны типичные элементы дизайна, имеющие, кстати, собственные названия. Вариативность узоров достигается за счет различных комбинаций известных элементов и различного их расположения на узлах разметки.
Для современных темари иногда используются в качестве основы заготовки из пенополистирола, внутрь которых также могут быть вложены погремушки. Использование такой основы облегчает работу над темари, потому что для некоторых узоров очень важна точность разметки, и неправильность формы шарика, которая неизбежно возникает при сматывании его из ленточек, может создать трудности при его разметке. Тем не менее, мастера зачастую предпочитают традиционную рисовую шелуху, на которую еще, к тому же, иногда капают ароматические масла.
Средний размер темари - 5-12 см в диаметре, но встречались упоминания о 30 сантиметровом шарике (правда, не старинном, а сувенирном, недавнего времени). Определенной популярностью пользуются также маленькие темари, которые используются для украшений.
Часто темари снабжаются петлей для подвески сверху и декоративным узлом или кистью внизу.
Интересно, что если раньше старые кимоно служили основой для темари, то теперь сюжеты с изображением темари часто используются в экслюзивных шелках для новых кимоно. На фотографиях вверху - два фрагмента современных шелков с узором темари. Шарики украшены традиционным узором и на них видна разметка.
В процессе освоения искусства темари очень приемлемой заменой рисовой шелухе могут служить скомканные полиэтиленовые пакеты. Конечно, оно не так эстетично, зато, как сказано в любимом фильме "дешево, надежно и практично". Комок пакетов быстро формирует внутренний объем шарика, и ему довольно легко придать правильную форму, прижимая нитками "выпирающие" места. На фотографиях внизу - процесс изготовления шарика-основы.
1.2.
3.4.
Автор: Галина Горяинова