Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Алансон (Alencon)
Столица департамента Орн известна как центр одного из самых тонких искусств знаменитых алансонских кружев с точечным плетением. Им полностью посвящен Музей Изобразительного искусства и Кружевоплетения. Алансон -место рождения Святой Терезы. Это также город с исключительно богатым архитектурным наследием. Обаятельный средневековый старый Алансон, Герцогский Дворец (Chateau des Ducs), Ратуша (Hotel de Ville), церковь Нотр-Дам с величественной папертью в стиле пылающей готики, зерновой рынок - свидетели славного прошлого.
В 1530 г. флорентинец Франческо Пеллегрина издал для французского двора сборник узоров, посвященный им королю Франциску I; почти одновременно появился в Кельне другой сборник рисунков, изданный Квинтелом или Квинти. В этих сборниках находятся собственно узоры, представляющие как бы переход от полотна с выдернутыми нитками и с вырезанными и затянутыми нитками местами к воздушным points, т. е. настоящему К. Во всяком случае почва была подготовлена и потому неудивительно, что когда кружевное искусство перенесено было из Италии во Францию, оно там распространилось с неимоверной быстротой.
Первая картина во Франции, где встречается К. — портрет Генриха II в версальском музее. При описании въезда этого короля в г. Лион в 1548 г. говорится о богатых нарядах, украшенных шнурами или К., так наз. "bisette"; это название, точно также как впоследствии наименование одного рода К. блондой "blonde", происходило, вероятно, от рыжевато-сурового цвета этих К., т. е. цвета небеленого полотна.
Супруга Генриха II, Екатерина Медичи, выписала из Италии некоего Фредерика Винчиоло, который в 1587 г. издал подробный сборник всех существовавших в то время узоров. Вкус к К. вскоре так сильно развился во Франции, что богатые вельможи, выписывая их из Италии и Нидерландов, где они уже достигли высокой степени совершенства, тратили на них громадные суммы. Ими обильно украшали не только различные части как женского, так и мужского туалета, но и обшивали сапоги, украшали мебель, особенно кровати, и даже внутренность экипажей (carosses).
Тогдашнее французское правительство не могло не обратить серьезного внимания на значительный отлив денег за границу, вызывавшийся страстью к ношению дорогих иностранных К., особенно развившейся при Людовике XIV, и так как предпринимавшиеся ограничительные меры не приводили к цели, то, по настоянию Кольбера, сознавшего всю пользу, которую можно было извлечь из насаждения кружевного производства внутри страны, в местностях, где почва уже была для этого отчасти подготовлена, именно в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне, Реймсе и др., были основаны королевские мануфактуры, для чего вызвано было, по словам Вольтера, 30 мастериц из Венеции и 200 из Фландрии. Успех предприятия провзошел всякие ожидания: способные ученицы не только быстро усвоили себе технику производства, но со свойственным француженкам вкусом внесли в него еще более утонченное изящество. Очень скоро К., изготовляемые на королевских мануфактурах, особенно знаменитый алансонский "point а l'aiguille", превзошли, по исполнению и красоте, все до тех пор существовавшие и приобрели громкую всемирную славу.
Сначала все шитые иголкой К. носили во Франции общее название "point de France"; но вскоре в различных центрах производства, они приобрели совершенно различный характер как по рисунку, так и по свойству сетки, на которой воспроизводились узоры.