История первая Однажды, в ноябре 1902 года двадцать шестой президент США Теодор Рузвельт, прибывший в штат Миссисипи для урегулирования пограничного вопроса, решил посвятить один день охоте. Охота была неудачной. Подчиненные, чтобы не расстраивать своего президента, привязали к дереву маленького медвежонка и предложили стрелять в беззащитное животное. Президент не оценил рвения коллег и отказался от подобного развлечения. Склонные к сентиментальности американцы тут же прониклись симпатией и к медведям, и к своему президенту, не преминувшему затем использовать образ медвежонка в своей следующей предвыборной компании. Все это осталось бы забавным историческим фактом, если бы не один предприимчивый русский эмигрант Морис Миштом, владелец свечной лавки в Бруклине. Он выставил в витрине собственного магазинчика игрушечного медвежонка, сделанного женой Розой, вместе с карикатурой и подписью «Медведь Теодора». Позже, получив разрешение на использование сокращенного имени Теодора Рузвельта, Миштом назвал мишку ТЕДДИ.
Новая игрушка имела фантастический успех. Уже через год Миштом закрыл свечную лавку и основал игрушечную фирму «Ideal Novelty and Toy Co».
История вторая
Параллельно с этими событиями в Германии рождался еще один медвежонок. В октябре 1902 года Рихард Штайф пошел в заезжий американский цирк, чтобы посмотреть на зверей и поискать прототип для новой игрушки. Там он увидел группу медведей, которые и подарили ему блестящую идею. Рихард придумал медведя-игрушку, который по своему строению был подобен куклам. Он стоял на двух лапах, в отличие от предшествующих мишек. Кроме того, голова и лапы были прикреплены к туловищу подвижно. Новый мишка должен был быть похож на циркового.
Весной 1903 года на Лейпцигской ярмарке компания «Штайф» представила своего медвежонка. Причем в самой компании до последней минуты не были уверены в успехе своей затеи. Ярмарка уже закрывалась, Рихард разбирал стенд, когда появился покупатель-американец, который заказал три тысячи экземпляров. В 1905 году Рихард Штайн запатентовал фабричную марку - металлическую пуговицу в ухе плюшевого мишки, а через два года и его название.
Пока американцы осваивали внутренний рынок, немецкие медведи поставлялись в Европу. Только с началом Первой мировой войны стали делать игрушки и в других странах. В 1908 году появились первые английские мишки, они-то и задавали моду в 20-30 годы.
Во время Второй мировой войны выпуск медведей в Европе остановился.
История третья
В Российской Империи начала ХХ века игрушечные медведи не выпускались, поэтому детям из знатных семей их выписывали из Западной Европы. Первые российские медведи появились лишь в 20-е годы благодаря художнице А.Геннерт. Она преподавала в Техникуме игрушки, созданном известным исследователем и коллекционером Н. Бартрамом. Впоследствии Бартрам основал в Сергиевом Посаде Музей игрушки. Гордостью музея являются раритетные экспонаты из собрания игрушек детей последнего русского царя Николая Романова.
В коллекции известного российского педагога, коллекционера и художника Сергея Романова живет старинный мишка с милым домашним прозвищем «Зеленый», полученным им за необычный окрас шубки от самой Фаины Раневской. История Зеленого началась в 1910 году, когда он был подарен младшей сестре Марины Цветаевой , Анастасии. Близкая подруга Анастасии, Фаина Раневская, приходя к ней в гости, неизменно говорила «Привет, Зеленый». Уезжая в эмиграцию в 1930 году, Анастасия рассталась с Зеленым, оставив его у Раневской. В 1939 году Фаина Раневская снялась в лучшем из довоенных фильмов «Подкидыш». Вместе с ней маленькую героиню «Наташу» играла Вероника Лебедева. Раневская подарила девочке медвежонка. Зеленый прошел с Вероникой всю войну, отправился с ней в эвакуацию. Вероника его бережно хранила и после смерти Раневской. Побывав на выставке в «Музее истории Москвы», Вероника передала Зеленого в руки Сергея Романова, сказав, что теперь она спокойна за судьбу дорогого ей медвежонка.
В военной России выпуск игрушек был прекращен. В Европе игрушки выпускались. Медведей, переживших войну единицы, поэтому они так ценятся коллекционерами.
История четвертая
Во второй половине ХХ столетия благодаря невиданному развитию химической промышленности появилось большое количество новых материалов. В течении двух последующих десятилетий фабричные медведи из синтетических материалов наводнили Америку и Европу. Поточное производство потребовало упрощения конструкции. Сначала было упразднено шарнирное соединение медвежьей головы с туловищем, а затем –четырех лап. Венди Бостон – создатель первых цельносшитых медведей. Таких мишек было удобно загружать в стиральную машину, не опасаясь, что у них испортится механизм крепления лап и головы. Нововведения привели к тому, что унифицированные медведи почти перестали интересовать коллекционеров.
История пятая.
В 70-е годы в Америке были изготовлены первые авторские мишки. Мода на них быстро распространилась и в Западной Европе. Стоимость таких работ сразу возросла, но это нисколько не смутило коллекционеров, так как каждому хотелось приобрести нового мишку выполненного вручную, да к тому же в единственном экземпляре. Любители коллекционных медведей были счастливы. Купить художественных медведей стало возможным на специализированных ярмарках, выставках, фестивалях, аукционах, которые стали необыкновенно популярны.
Что же это такое «авторский мишка»?
Во-первых, это неповторимый образ.
Во-вторых, для его изготовления используется специальная ткань - плюшевый мохер, которая делается из овечьей шерсти или альпаки. Многие авторы для создания образа используют специально обработанные ткани: вышитые, загрунтованные, искусственно состаренные, антикварные. Для набивки таких мишек используют древесную стружку, хлопчатобумажную вату или синтетический наполнитель. Глазки выдуваются из стекла.
В-третьих, соединения лап, головы - подвижное.
В-четвертых, в таких работах преобладает ручное шитье.
В-пятых, у каждого мишки есть паспорт-сертификат, в котором указаны имя автора, размеры медведя, материал, и тираж работы. Большинство авторов делают работы в единственном экземпляре, что особенно ценно для коллекционеров и любителей. У каждого мишки обязательно есть имя.
История шестая
Осенью 2004 года состоялась первая московская выставка коллекционных медведей «Теддимания». Которая теперь традиционно называется осенней, весенняя выставка «Медвежий вернисаж», проходит под патронажем Московского Фонда Культуры. Примечательно, что в нашем городе появляются свои «теддисты». В 2006 году на обеих московских выставках работы Гузели Костыны занимали призовые места в номинациях «из прабабушкиного сундука». Это были мишки, выполненные в технике искусственного старения.
автор: Гузель Костына
источник