Stitchmaker

Здравствуй, Сосед

Логин:
Пароль:
Пользовательского поиска
Меню сайта
Мои схемы
Обсуждения на форуме
  • Где можно купить мои наборы. (5)
  • Вышивка в живописи, поэзии, литературе... (52)
  • Магазинчик вязанных вещей (71)
  • Схемки от MsMamaGala (45)
  • Завершающий тур вальса (36)
  • Вишивалочка - хвастушки (130)
  • Хвастушки @lis@ (33)
  • Секционка (color yarn) (8)
  • Наши фото (288)
  • Игрушечный магазинчик (15)
  • Короткие объявления
    Схемы у вышивальщиц просим в личке!
    --------
    При заказе просим указывать ваши точные координаты, чтобы менеджер мог с Вами связаться.
    --------
    Принимаю заказы на вышивку, разработку схем для вышивки, вязание крючком, пошив игрушек. Координаты - на странице "Обо мне"
    --------
    Аська временно недоступна, при необходимости просите в личке мои Скайп-координаты.
    Новости сайта
    09.01.2018
    2018 начинаем с игр и конкурсов! (0)
    14.12.2017
    Объявлется конкурс! (0)
    29.08.2017
    С Днем знаний! (33)
    Новые статьи
    29.06.2014

    Костер "Цветочный" (0)

    03.04.2013

    Мешочки с двусторонней затяжкой (2)

    06.03.2013

    Нарядный ободок (2)

    Статистика

    ---

    Счётчик PR и ТИЦ
    Кто сегодня приходил
    [ Новые сообщения · Жители · ПРАВИЛА ФОРУМА · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Анна  
    Форум Stitchmaker. » Вышивка » Традиции и вышивка » Татарская вышивка
    Татарская вышивка
    MonichkaДата: Четверг, 25.02.2010, 11:47 | Сообщение # 1
    дизайнер вышивок
    Группа: Админ
    Имя: Марина
    Страна: Украина
    Сообщений: 24409
    Награды: 82
    Статус: спит...
    В татарском декоративно-прикладном искусстве вышивка (чигү) использовалась для украшения одежды, бытовых и обрядовых предметов. Как один из массовых и наиболее традиционных видов декоративно-прикладного искусства она развивалась в форме домашнего художественного ремесла.
    Наиболее ранние из сохранившихся образцов вышивки золотыми и серебряными нитями в технике глади с сюжетными и орнаментальными мотивами датируются XIV – первой половиной XV в.
    Предположительно ко времени Казанского ханства относится уникальный образец золотошвейного покрывала, декорированный золотым шитьем и вышивкой, хранящийся в Национальном музее Республики Татарстан. Подавляющее большинство старинных вышивок датируется второй половиной XIX – началом XX в., сохранились и отдельные музейные образцы конца XVIII в.
    Наиболее популярной у татар, как и у других тюркских народов, была вышивка в технике «тамбур» (әлмә) (в региональных вариантах – татар чигүе). Она подразделяется на низкий тамбур, собственно әлмә, шитый крупными стежками, и высокий тамбур, шитый мелкими стежками, – күперткән әлмә, иногда – уреп чигү, создающий рельефную поверхность за счет использования толстых нитей из крученого шелка. Использовались также шерстяные и металлические нити, а с конца XIX в. – гарус. До второй половины XIX в. вышивали иглой, позднее и крючком, использовали специальные вышивальные приспособления киергә – пяльцы.
    С середины 1870-х гг., особенно в среде городских татар, получила распространение европейская тамбурная машинка, что способствовало массовому изготовлению вышивок на заказ и на продажу. Наряду с ручной тамбурной вышивкой, но гораздо реже, использовался гладевый шов – нагыш (в региональных вариантах – йомшак чигү, шома чигү).
    Со второй половины XVIII в. широкое распространение получила золотошвейная гладь (укалап чигү). Для создания рельефного узора под нити подкладывалась ткань или бумага, вышивка дополнительно украшалась витыми металлическими спиралями – трунцалами, блестками, бисером, жемчугом, по краям пришивались бахрома, кисти или кружева.
    В конце XIX в. получила распространение вышивка, выполненная петельным или «ковровым» швом – купертеп чигү, әльмәкләп чигү. Этот шов, как и гладевый, часто застилал поверхность контурного узора тамбурной вышивки – тутырып чигү. Среди татар-кряшен бытовала вышивка крестом – камба, распространенная во второй половине XX в. среди основной массы татар под названием рус чигү. Кроме вышеназванных, популярной техникой было шитьё жемчугом и бисером, синелью и драгоценными камнями.
    Тесно связана с вышивкой техника «ушковой» аппликации – тырнак алмалаү. В ней орнамент создавался из мелких кусочков шелка треугольной формы, сшиваемых в крупные рельефные цветочные узоры, которые дополнялись цветным бисером и мелким жемчугом. Эта техника является уникальной, не встречающейся в искусстве других народов. Вышивали мастерицы на самодельных и покупных тканях (ситце, сатине, шелке, бархате и вельвете, иногда – на парче), а также на коже тонкой выделки. Популярными были голубой, синий, фисташковый, зеленый, золотисто-желтый, фиолетовый, малиновый, красный и белый цвета. Вышивали обычно по контуру предварительно нанесенного на ткань рисунка, а опытные мастерицы – «на глаз». Основой их работ были старинные образцы, которые вышивальщицы изменяли по своему усмотрению, дополняли своими узорами, предлагали новые цветовые решения.
    Вышитые изделия играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышитые золотом и шелковыми нитями знаменитые «казанские полотенца» пыли непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребенка, их передавали по наследству из поколения в поколение.
    Своеобразие художественного строя вышивок выразилось в оформлении молитвенных ковриков – намазлыков. Их композиция строилась вокруг изображения стрельчатой или полуциркульной арки, пространство над которой заполнялось мотивом пышного цветочного букета или крупной розетки. Вышивкой украшали концы бытовых полотенец – сөлге, подзоры покрывал, занавеси – чаршау, занавеси-подзоры – кашага, түрләмә, скатерти – ашъяулык, наволочки, покрывала для посуды – япма, сумки для приданого – бирнә букчасы, панно из тканей с изречениями из Корана – ляухә, покрывала на книги, нагрудники – күкрәкчә, фартуки, оборки женских платьев, свадебные онучи; головные уборы – калфак, тюбетейки, такыя, платки; тканевую и кожаную обувь; сумочки для хранения амулетов и молитвенных оберегов – янчык и др.
    Татарская вышивка с ее ярко выраженной полихромией и своеобразием узоров оказала влияние на вышивку мусульманских народов Средней Азии и Казахстана, а также русского населения Поволжья и западных областей России. В цветочно-растительных узорах татарских вышивок обнаруживается родство с орнаментом азербайджанцев, турок-осман и мусульманских народов Кавказа.
    Для вышивки характерен растительный орнамент в ленточной, букетной и сетчатой композициях, в розеточных и шахматных построениях с цветочными мотивами, традиционно изображались тюлъпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие» огурцы и гранаты. В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчел, петухов, голубей, а также характерные элементы булгарской и золотоордынской вышивки – трилистники, пальметты, вариации тюльпана и лотоса, цветов с сердцеобразными лепестками, многолепестковые розетки, вьюнки, интегральные спирали, «древо жизни» и др. Мотивы стилизованных парных птиц и рыб, двуглавых коней го всадниками, часто встречающиеся в узорах свадебных полотенец, восходят к дуалистическим воззрениям предков татар. Вышивки отличались богатством цветового решения: в одном изделии мастерицы могли сочетать до 10-12 оттенков.

    источник: culture.tatar.ru/


    Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков.

    Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design
    Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
     
    MonichkaДата: Четверг, 25.02.2010, 11:50 | Сообщение # 2
    дизайнер вышивок
    Группа: Админ
    Имя: Марина
    Страна: Украина
    Сообщений: 24409
    Награды: 82
    Статус: спит...

    Прикрепления: 4986765.jpg (42.8 Kb) · 1676895.jpg (74.5 Kb) · 6798574.jpg (34.3 Kb)


    Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков.

    Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design
    Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
     
    ЛарикДата: Воскресенье, 28.02.2010, 22:05 | Сообщение # 3
    Магическая иголочка
    Группа: Друг
    Имя: Лариса
    Страна: Российская Федерация
    Сообщений: 1821
    Награды: 28
    Статус: спит...
    Еще один пример вышивки Татарстана
    Фото из музея в Казани


    ВСЕ мои вышивки можно увидеть на Мире
    Мой вышивальный ДНЕВНИК


     
    Форум Stitchmaker. » Вышивка » Традиции и вышивка » Татарская вышивка
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Все материалы сайта защищены законом об авторских правах.
    Copyright MyCorp © 2024