| Здравствуй, Сосед
|
Короткие объявления | Схемы у вышивальщиц просим в личке! -------- При заказе просим указывать ваши точные координаты, чтобы менеджер мог с Вами связаться. -------- Принимаю заказы на вышивку, разработку схем для вышивки, вязание крючком, пошив игрушек. Координаты - на странице "Обо мне" -------- Аська временно недоступна, при необходимости просите в личке мои Скайп-координаты. |
Статистика | ---
|
|
Вышивки Шахрисабза. Узбекская вышивка.
| |
Monichka | Дата: Воскресенье, 14.06.2009, 21:48 | Сообщение # 1 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| К концу XIX в. в Узбекистане сложился ряд локальных школ вышивки, которые, с одной стороны, имели много общего в характере композиций и орнаментального декора, с другой - отличались своими, неповторимыми особенностями, разнообразием трактовки орнаментальных мотивов и колористических решений. Большой интерес в этом ряду вызывают вышивки Шахрисабза (Кашкадарьинский вилоят) - одного из старейших городов Средней Азии. Свое название - "зеленый город" - он получил "благодаря обилию зелени и ослепляющих глаз цветов" (1, с. 20). Шахрисабз был вотчиной рода Барласов, к которому принадлежал Амир Темур. Знаменитые архитектурные памятники города - дворец Ак-сарай, фамильная усыпальница темуридов Дорус Саодат, мечеть Кок-Гумбаз - свидетельствуют о том, что в XIV - XV вв. это был крупный административный и культурный центр Мовароуннахра. Амир Темур привозил сюда огромное количество мастеров и ремесленников из разных стран мусульманского Востока, что способствовало превращению города и в один из крупнейших центров ремесла.
В XIX в. Шахрисабз был центром одного из бекств Бухарского эмирата, где по-прежнему процветали торговля и ремесла. Крупнейшими заказчиками и потребителями вышивок были бекский и эмирский дворы, поэтому Шахрисабзские женщины мелкие изделия вышивали для себя, а крупные - сюзане, халаты, попоны для коней и т.п. - для знати (2, с. 33). Вышивки Шахрисабза отражали эстетические предпочтения городской среды, которые, в свою очередь, ориентировались на творчество художников и мастеров, работавших в придворных мастерских. Не случайно можно найти много общего в узорах вышивки и декоре средневековых памятников архитектуры - они были отражением единого орнаментального стиля в исламском искусстве, классическим выражением которого являлся изысканный растительный декор, насыщенный цветочными пальметтами и розетками, плавно изогнутыми листьями, спиральными мотивами. Не менее важную роль в генезисе орнамента городской вышивки играли традиции народного узора. В результате возникали рисунки, синтезировавшие в себе профессиональные орнаментальные композиции и народную интерпретацию форм.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Воскресенье, 14.06.2009, 21:49 | Сообщение # 2 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Отличительная черта городских сюзане - композиции с крупным медальоном в виде цветочной розетки в середине поля, изобилие и богатство цветочных мотивов и широкий бордюр, декоративному оформлению которого уделялось большое внимание. Как правило, он состоял из трех полос - основной центральной и двух узких дополнительных, не уступая по ширине серединному полю сюзане. Подобные композиционные решения были характерны и для ковров, которые зачастую служили мастерицам образцами для подражания. При изготовлении вышивок использовалась домотканая хлопчатобумажная или шелковая ткань, а также шелковые и шерстяные нити. Следует отметить, что городская вышивка отличалась более высоким качеством исполнения. Шахрисабзские мастерицы отдавали предпочтение шву канда-хаел, но использовали также швы басма, юрма, ироки. Исследователи не раз отмечали, что изобилием цветочного декора Шахрисабзские вышивки близки бухарским и нуратинским. И это не случайно. Бухара была столицей эмирата, эталоном для других городов, ей стремились подражать во всем, в том числе и в искусстве вышивания, которым славился этот город. В отличие от бухарской для Шахрисабзской вышивки характерно меньшее разнообразие композиционных решений. Что касается нуратинской, то в ее декоративном убранстве большую роль играет свободный фон поля, придающий ее цветочным рисункам изысканность и утонченную деликатность. Шахрисабзской же вышивке был присущ или сплошной зашив фона, или распределение орнамента с одинаковой степенью плотности, при котором оставались свободными лишь незначительные участки тонированного фона ткани. Крупные мотивы орнамента, дополняемые более мелкими - цветами, ветвями, листьями, заполняли всю поверхность полотна, не оставляя свободных участков. Как основные, так и дополнительные мотивы Шахрисабзской вышивки отличаются богатством и разнообразием форм. Бесконечные узоры из лиственных побегов и цветочных пальметт символизировали идею изобилия, весны, жизни, великолепие природы. Они словно воплотили в себе красоту Шахрисабза, который в средние века считался одним из красивейших мест мира. "Весной блеск и обилие зелени на его склонах доходят до такой степени, будто постелили здесь небесный ковер... анемоны и прочие цветы растут на крышах домов и на стенах", - писал Махмуд ибн Вали (1, с. 20). Цветочные пальметты и розетки - основа орнамента Шахрисабзских сюзане, и им мастерицы уделяют особое внимание. Как правило, это крупные, сложно разработанные формы, представляющие собой вид цветка в продольном сечении или, соответственно, вид сверху. Каждый цветок не похож на другой, чаще всего он рисуется в обрамлении широкого лиственного кольца, что придает ему более монументальный, богатый вид. Этот прием, кстати, также был заимствован из творческих разработок профессиональных художников. На основе цветочных мотивов создается много других вариантов узора. Таков, например, еще один излюбленный мотив Шахрисабзской орнаментики - цветущий куст, украшенный множеством небольших цветов, популярный как в народном, так и в придворном искусстве, о чем свидетельствует его частое использование в архитектурном декоре Шахрисабзских памятников. Хотя для основы декора Шахрисабзской вышивки характерны популярные на всем мусульманском Востоке мотивы, они имеют свою особую трактовку, делающую их самостоятельными произведениями художественного творчества. Ни один элемент не повторял другой, отличаясь спецификой декоративной разработки.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Воскресенье, 14.06.2009, 21:49 | Сообщение # 3 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Многие цветочные мотивы Шахрисабзской вышивки встречаются не только в архитектурном декоре, но и в других видах искусства. Так, типичным для Шахрисабзской вышивки является мотив чахар-чираг (четыре светильника), используемый в основном в бордюре. Свое название мотив получил по аналогии с распространенной формой светильника, популярного в народном быту. Это цветочная розетка (вид цветка сверху) средней величины, от которой в четыре стороны расходятся на тонких ветвях такие же по размеру пальметты, представляющие продольное сечение цветка, каждая в окружении лиственных колец. Этот мотив часто встречается на керамике темуридского времени, где он выступает как основное украшение блюда. Нередко рисунок бордюра представляет собой чередование крупной цветочной пальметты и мотива чахар-чираг. Другой часто встречающийся рисунок бордюра - мотив герат - крупная цветочная пальметта, фланкированная с двух сторон зубчатой ветвью. Появившийся в XV в., когда дворцовая мастерская Герата, столицы империи Темуридов, была лидером художественного процесса, этот рисунок стал популярнейшим мотивом ковров и тканей всего Ближнего и Среднего Востока. Анализ даже небольшого количества орнаментальных мотивов позволяет заметить, что искусство эпохи Темуридов сыграло важную роль в дальнейшем развитии вышивки Шахрисабза. В Шахрисабзских вышивках встречаются и изобразительные мотивы: кумганы (кувшины для омовения), петухи, гранаты, на первый взгляд неразличимые среди изобилия цветочного декора. Таково сюзане конца XIX в. из коллекции ташкентского Государственного музея искусств, без упоминания о котором не обходится практически ни одно исследование по Шахрисабзской вышивке. Оно интересно не только разнообразием орнаментального и изобразительного ряда, но и наличием надписи-пожелания, выполненной арабской вязью и заключенной в картуши, идущие по периметру серединного поля в узкой дополнительной кайме. Эта надпись обращена к девушке, к свадьбе которой готовилась вышивка. Кроме того, она дает характеристику самой вышивке - "удивительного сузани, восхищающего сердце" (2, с. 35). Вышивка выполнена шелковыми нитями по шелку темно-фиолетового цвета. Композиция этого сюзане классическая - крупный центральный медальон, образованный широкой ветвью вокруг небольшого круга и удлиненные пальметты по углам серединного поля. На широкой кайме - чередование крупных цветочных розеток, обрамленных лиственными кольцами. Разнообразные сюжетные мотивы - изображения петухов и кумганов - расположены вокруг небольшого центрального круглого медальона, по узким сторонам серединного поля и на бордюре. Причем каждое изображение по своему рисунку и декоративной разработке не повторяет другое. Сюзане отличается также глубокой смысловой насыщенностью декора. Так, петухи вокруг центральной розетки - это небольшие стилизованные фигурки птиц с раздвоенным хвостом и гребнем-трезубчиком на головах и таким же трезубчиком на спине. Этот трезубчик - не что иное, как стилизованное изображение светильника, который по древней зороастрийской традиции устанавливался на спинах птиц. В давние времена скульптурки священных животных устанавливались на оссуариях и служили основой для маленького светильника, в котором возжигался огонь. Эта традиция настолько архаична, что сохранилась в основном лишь в тех видах искусства, которые отличаются большей консервативностью форм. Такие маленькие светильники встречаются на изображениях птиц на туркменских йомудских коврах, на ювелирных украшениях туркмен, а также на глиняных игрушках Хамро Рахимовой, мастерицы из Убы. Сохранение этого мотива в Шахрисабзской вышивке - уникальный пример стойкости народной традиции. Смысл ее давно забыт, но осталось связанное с птицей, несущей на спине светильник, понятие оберега. Сами петухи с древности считались символом солнца и связывались с идеей плодородия. Исходя из этой семантики, несложно заключить, что центральный круг, вокруг которого они расположены на сюзане, - не что иное, как изображение солнца. Цветы в бордюре украшены по диаметру мотивами бодом, придающими им сходство с вихревой розеткой - еще одним символом солнца. Да и сами многолепестковые розетки у многих народов Востока служили солярным знаком. В результате становится понятно, почему все эти рисунки, чье символическое значение связано с идеями жизни, солнца, плодородия, появляются на сюзане, вышитом к свадьбе. Вся его композиция обретает смысл пожеланий дальнейшей благополучной жизни.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Воскресенье, 14.06.2009, 21:50 | Сообщение # 4 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Богатством убранства и высоким качеством исполнения отличались Шахрисабзские халаты, по которым можно судить о вкусах знати и моде того времени. Халатам часто был присущ сплошной зашив фона, что создавало впечатление солидности, роскоши и богатства, а сочетание контрастных цветов - часто желтого (в фоне) с красным (основные мотивы) - придавало халату бросающуюся в глаза яркость. Крупные цветочные пальметты, мотивы цветов в вазе или бодомы на толстом стебле, декорированном поперечными полосками контрастных цветов - основа декора халатов. Интересна трактовка бодомов, мотивов, напоминающих по своей форме миндаль, язычок пламени или изящно загнутый лист (это полисемантичный элемент, популярный у многих народов Востока, генезис которого требует отдельного описания). Его декоративной разработке также уделяли большое внимание. Например, лист делится пополам, причем одна часть его состоит из красных и желтых полос, а другая сохраняет белый фон, на котором расположены более мелкие, красные бодомы.
Такие же орнаментальные мотивы присущи попонам, нередко выполненным в той же манере, что и халаты, составляя с ними своего рода комплект. Украшению лошади традиционно уделялось большое внимание. Очевидец, немецкий исследователь и путешественник Фон Шварц, писал в начале ХХ в.: "Попоны, вышитые золотом, относятся к роскошнейшим, какие я когда-либо видел. Под лучами туркестанского солнца нарядные лошади производят прямо-таки потрясающее впечатление. В отношении эффектного подбора красок и дорогих тканей жители Центральной Азии превосходят вообще европейских художников, привыкших к небу свинцового цвета" (3, с. 174). Действительно, колорит вышивок отличался яркой цветовой гаммой, усиливавшей их декоративные качества. Используя лишь несколько цветов, мастерицы добивались разнообразия колористического звучания за счет их контрастного сочетания. К наиболее популярным из них относились: малиновый с сине-голубым или ярко-красный с желтым. Распространение в конце XIX в. анилиновых красителей отрицательно повлияло на качество Шахрисабзской вышивки. Хотя в цветовую палитру было внесено значительное разнообразие оттенков - фиолетовых, бирюзовых, розовых, зеленых, вышивка лишилась исконно ей присущих мягких гармоничных сочетаний натуральных цветов.
Вышивки Шахрисабза конца XIX в. - это не только великолепные произведения народного искусства, но и свидетельство высокого уровня традиционной культуры, сохранившейся в этом городе со времен темуридской эпохи. Они заняли свое достойное место в системе материального и духовного наследия узбекского народа.
источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:21 | Сообщение # 5 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Сюзанэ - вышитое декоративное панно из белой (реже цветной) хлопчатобумажной ткани или шёлка, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана как элемент украшения интерьера. С фарси «сузан» переводится как «иголка», «игла». На фарси употребляется выражение не «сюзане», а «сюзанэ», но лучше употреблять; «сузани» ( оба варианта (таджикский и фарси) - понимаемы на слух, но различие между таджикским вариантом «сюзане» и фарси –«сюзанэ-сузани» можно показать на примере: «здрасьте» и «Здравствуй». Персы издревле используют «сюзанэ». В одних случаях «сюзанэ»- это небольшие платки- салфетки (в современном понимании), вышитые шелковой ниткой тамбурным швом и подкладываемые под чайный прибор. «Сюзане» также использовали в «хаммаме» ( по нашему- в бане) и расстилали на скамьях, где отдыхали… Еще одно применение «сюзанэ» у персов и афганцев: «экспонирование» на стенах (в этих исламских странах сюзанэ и ковры- именно так использовали для декора интерьера).
Характерные узоры — розетки, цветочные мотивы, изображения птиц, древние магические символы. Это настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты. Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия. источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:22 | Сообщение # 6 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| больше фото - ЗДЕСЬ
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:25 | Сообщение # 7 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| В художественной энциклопедии говорится: Сюзане(сузани) - в Таджикистане и Узбекистане настенный ковёр (от 3 м х 2 м до 5 м х 4 м), вышитый шёлком или мулине швами "кандахиел" (вид глади), "басма" (гладь в прикреп), "юрма" (тамбурный) по хлопчатобумажной ткани ("карбос", "мата", сатин), шёлку или бархату, на подкладке, обшитый тесьмой или чёрной тканью. Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами (часто символического значения) цветущего куста, плодов, цветов, иногда с изображениями животных. Старинные центры сюзане: Бухара, Нурата, Самарканд, Ура-Тюбе, Ходжент (Ленинабад), Шахрисабз.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:27 | Сообщение # 8 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:36 | Сообщение # 9 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:55 | Сообщение # 10 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно – сюзане, развешанные на стенах – важная часть устройства и украшения домашнего быта.
Вышивки развешиваются таким образом, чтобы видны были достоинства каждой из них и вместе с тем, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Во время праздников декоративные вышивки занимают особенное место в оформлении жилища. Они служат покрывалами, занавесями, украшают стены. С особой тщательностью убирают комнату молодоженов.
Так, декоративной вышивкой-такьяпуш покрывают одеяла и подушки, сложенные днем в больших нишах. Такие глубокие ниши, начинающиеся от пола, делаются в торцевой стене напротив входа. Между двумя большими нишами располагается одна узкая с делениями для складывания белья. Она завешивается вышитым занавесом-чойшаб. По верху трех стен фризом проходит длинная узкая вышивка-зардевор. Для необходимых в хозяйстве мелких вещей по стенам развешаны вышитые футляры: для гребня – шона-халта, для мужского поясного платка – чорсу, для зеркала – ойна-халта.
Эти настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты.
Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи.
Вышивкам уделялось важное место и в свадебном обряде. Так, свадебная простыня руиджо, с узором по трем краям, стелилась на постель молодым, вышивка болинпуш накидывалась на подушки, а поверх одеяла расстилалось сюзане. Магическая сила придавалась в свадебных обрядах также орнаменту вышитых изделий, которые должны были охранять молодоженов от всяческих злых сил. По древней традиции вышивальщицы оставляли в готовом изделии небольшую часть узора незавершенной, для того, "чтобы в доме не кончались свадьбы, чтобы жива была дочь, чтобы радость в доме не прерывалась". А порой они прямо обращались с надписью к будущим владельцам сюзане, как это сделала безвестная мастерица из Ургута, пожелавшая, чтобы "болинпуш радовал глаз, чтобы он приносил радость тому, кому будет принадлежать".
В течение веков в узбекском народе сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам. Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины. От матери к дочери передавались старинные узоры, приемы шитья. Девочек с детства обучали вышивальному искусству, стараясь сделать из них хороших мастериц. Каждая семья своими силами изготовляла для себя декоративные вышивки. Для сюзане, например, требовалось полтора – два года работы. Мать начинала вышивать приданое для своей дочери, когда та была еще маленькой. А если семья не успевала своими силами выполнить все вышивки, необходимые к свадьбе, то она прибегала к помощи родственниц и соседей.
Над узорами вышивок работали художницы-рисовальщицы. Они знали много различных традиционных орнаментов, варьируя их и создавая все новые композиции. Искусство рисовальщиц всегда было окружено особым уважением. Оно нередко передавалось по наследству от матери к дочери, хотя в каждом квартале большого города имелась своя рисовальщица.
В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах. И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость. В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита.
В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев – оливковыми и светло-песочными. Такая расцветка в общем соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов – красного и зеленого. Красочные сочетания в вышивках могут строиться на контрасте желтого и фиолетового, оранжевого и синего, красного и синего, зеленого и оранжевого, черного и белого. В то же время в вышитых изделиях можно рядом встретить оттенки одного цвета, например, сочетания светло-голубого и василькового, светло-желтого и золотистого, темно- и светло-малинового.
Основным орнаментальным образом вышивки является пышный цветущий сад. Даже те детали орнамента, которые воспроизводят образы животного или предметного мира, принимают растительный облик. Из цветников и садов цветы перешли в декоративные изделия и, преображенные фантазией художниц, превратились в радостные народные узоры. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия.
На некоторых вышивках воспроизводилось стилизованное женское серебряное украшение с подвесками – тумор. Как сам тумор – футляр с молитвой носился в качестве оберега, так и его изображение на вышивке обладало магической силой. Между кустами, ветками, цветами нередко можно увидеть ярких, пестрых птиц. Эти изображения представляют особый интерес, поскольку птицы едва ли не единственные живые существа, которые народ, вопреки запретам ислама, сохранил в своем искусстве. Как редкое исключение на отдельных изделиях можно встретить силуэты животных и людей. Они помещаются вышивальщицей обычно не на видном, привлекающем внимание месте, а сбоку или с краю.
Крупные декоративные вышивки почти до конца XIX века исполнялись преимущественно по белой или слегка рыжеватой кустарной ткани. Но уже с начала прошлого века стали широко применяться местные шелковые ткани фиолетового, зеленого и оранжевого цветов, а также белые и цветные фабричные хлопчатобумажные ткани.
Исключительная красота вышивок девятнадцатого века во многом объясняется тем, что шелковые нити, окрашенные естественными красителями, давали глубокие, мягкие переливчатые тона.
На протяжении столетий в искусстве вышивки сложились свои, местные особенности. Различаются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:55 | Сообщение # 11 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Своеобразный тип вышивок сложился в Нурате. В девятнадцатом веке это было большое селение – центр Нуратинского бекства Бухарского эмирата, который вел торговлю между кочевыми и оседлыми народами. Нуратинские вышивки имеют четкие, ярко выраженные черты, позволяющие легко отличить их от изделий других районов. Местные вышивки украшены цветочными букетами, которые покрывают белый фон ткани. По богатству и разнообразию цветочных мотивов они занимают ведущее место среди изделий Узбекистана. Нередко растительный узор оживлен фигурками птиц, порой встречаются даже сильно стилизованные изображения животных и людей.
Наиболее распространена в Нурате замкнутая композиция, с восьмиконечной звездой в центре и четырьмя крупными букетами в углах. Другим типом построения орнамента является ромбовидная сетка, образованная зубчатыми листьями. Ее ячейки заполнены ветками с цветами, розетками, фигурами птиц и животных. Известны вышивки, в которых отдельные цветочные мотивы расположены в шахматном порядке на фоне ткани. Сочетание тонов в отдельных мотивах отличается большой изысканностью: в одном цветке лепестки желтые и золотистые, в другом – голубые, розовые и кремовые; на ветке рядом со светло-бирюзовыми листьями растут голубые цветы с розовыми середками. Искусство нуратинской вышивки к середине ХХ века практически было утрачено, и лишь в наши дни мастерица Мукаррам Раджабова возродила традиции предков.
Вышивки Бухары – одни из самых красивых в Центральной Азии. На их облике сказались вековые художественные традиции этого города, насчитывающего свыше двух тысяч лет исторического развития. Отличительным признаком бухарской вышивки является мастерское использование тамбурного шва, которым исполнено большинство изделий, а также тонкие красочные сочетания голубого, серого, лилового, розового и светло-желтого тонов, участвующих наряду с красным, малиновым и зеленом в расцветке вышивок. Многообразны композиции и узоры бухарских изделий. Чаще всего встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Она поражает своим разнообразием в изображении деталей, которые дают все новые варианты основного мотива. Высокими художественными достоинствами отличаются не только сюзане и болинпуши Бухары, но также джойнамазы – молитвенные коврики и руиджо. Чарующее впечатление производит легкий и свободный цветочный узор джойнамаза. Десятилетие назад бухарская семья Мажидовых на основе старинных орнаментов стала производить такие же вышивки, как и сто лет назад, причем для сюзане они используют ткани ручной выделки, а для шелковых нитей – природные красители.
Самарканд в течение многих веков был крупнейшим центром художественных ремесел. В его вышивках можно найти архаические черты, роднящие их с искусством древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупный и лаконичный рисунок. Основной их мотив – круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Художественные достоинства самаркандской вышивки заключаются в декоративности и четкости простого крупного узора. В вышивках середины девятнадцатого века круглая розетка имеет разноцветные концентрические и лучевидные детали, а темно-зеленые лиственные кольца оживлены радужной полоской или светло-зеленой серединой с ярко-красной прожилкой. К началу двадцатого века стиль самаркандских вышивок меняется. Если произведения прошлых веков воздействовали на зрителей тонкостью и многообразием узора, сдержанностью и благородством гармонической расцветки, то новые произведения покоряют силой и лаконизмом простых выразительных форм и контрастных цветовых сочетаний.
Незабываемое впечатление производят вышивки из старинного города Ургут Самаркандской области. Сюзане, вышитые швом "босма" на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке, воспроизводят древнейшие магические узоры. Ученицы знаменитой ургутской вышивальщицы Сахобат Рахматуллаевой расшивают огромные панно вписанными в черную окантовку малиновыми кругами, символизирующими солнце, расшитыми синими и желтыми стилизованными звездами, тюльпанами-лола, листьями растений. Иногда природная наблюдательность и образное восприятие окружающего мира дают возможность ургутским мастерицам искусно стилизовать предметы в духе традиций вышивального дела. Так, например, в орнаментах сюзане встречаются мотивы таких бытовых предметов, как чайники. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия, небольшие просветы белой ткани создают лишь фон для яркого орнамента.
Шахрисабз – один из старейших городов Центральной Азии, родина Темура, в XIX веке был центром большого бухарского бекства с развитой торговлей и ремеслом. Искусство вышивки имеет здесь давние традиции. В начале двадцатого века женщины Шахрисабза изготовляли для эмирского двора огромные, сплошь вышитые скатерти-дастарханы для подарков русским чиновникам и местной знати. Композиция таких изделий больше напоминала ковры, чем вышивку. В центре их часто помещается большой медальон, а по углам – четверти таких же медальонов. Расцветка их контрастна, а орнамент геометризирован. Для своего дома мастерицы создавали различного типа декоративные вышивки, до сих пор поражающие богатством затейливого узора и многоцветностью тонов. Большой выразительностью отличаются вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом. Каждое такое сюзане – своеобразное произведение искусства, полное обаяния и творческой фантазии мастерицы. Небольшие изделия – чехлы для подушек-валиков – люля-болиш, кошельки, женские пояса шихрисабзские мастерицы вышивают швом "ироки" – миниатюрным полукрестом.
Вышивка ташкентских мастериц отличается своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок, аналогичных сюзане других районов. Это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка (от арабского фаляк – небо) являются большие темно-красные круги, которые плотно заполняют поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) служило покрывалом на одеяло новобрачных и украшалось растительным орнаментом. С течением времени облик ташкентских паляков меняется: количество кругов становится меньше, а величина их – больше. В более поздних паляках вышивка полностью заполняет поверхность ткани, почти не оставляя просветов фона. Такого типа панно отличаются строгим ритмом солярических мотивов и суровым цветовым решением, построенном на контрасте темно-красных кругов и темно-зеленых лиственных обрамлений. Характерные мотивы стилизованных звезд, солнца, ветки с цветами обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы. В начале двадцатого века в моду вошли так называемые чойшаб-паляки. Создавались целые гарнитуры с одним рисунком, соединяющие в себе функции свадебной простыни и покрывала на изголовье.
В городах и селениях Ферганской долины издавна жили и работали замечательные мастерицы ручной вышивки. Их изделия обычно исполнены на темно-зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким изящным узором, свободно размещенным по незашитой поверхности фона. Это в основном руиджо, реже – большие вышивки типа гулькурпа или сюзане. На руиджо использовался повторяющийся мотив кустика с цветами и фестончатыми, как бы струящимися листьями. Красиво выглядят также светлые силуэты орнаментальных мотивов на темном фоне. А основным мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.
Все художественные средства мастериц – построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения.
Узбекская ручная вышивка – могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.
источник
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:56 | Сообщение # 12 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| еще об истории сузани - ЗДЕСЬ
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
Monichka | Дата: Понедельник, 14.05.2012, 12:58 | Сообщение # 13 |
дизайнер вышивок
Группа: Админ
Имя: Марина
Страна: Украина
Сообщений: 24409
Награды: 82
Статус: спит...
| Разные регионы Республики Узбекистан представляют свою уникальную школу вышивки. Свои символы и узоры, свои типа заполнения рисунка, свои виды швов... подробнее по регионам можно посмотреть ЗДЕСЬ
Если хочешь быть счастливым, будь им. Козьма Прутков. Инстаграм: @monichka_marina + @monichka.design Nemo Me Impune Lacessit. (Никто не ранит меня, не поранившись сам)
|
|
| |
|
|