Наверное, любая
вышивальщица, даже со стажем в одну картинку, слышала о понятии «французский
узелок». Откуда произошел этот вид шва, думаю, можно догадаться по названию, а
вот история его появления так и осталась для меня тайной. Однако пусть тайны
его исполнения останутся для вас навсегда позади.
Итак, что же такое
французский узелок? Маленький изящный стежок, напоминающий не то узелок, не то
розочку, не то нитяную бисеринку. Его часто применяют в современной вышивке для
утончения дизайна, для подчеркивания каких-то деталей – середки цветов, глаза
животных и людей, снежинки на зимних картинках становятся намного объемнее и
выразительнее. Кто-то из вышивальщиц, не справившись с премудростями
французских узелков, заменяет их бисером, кто-то бьется до последнего… но
согласитесь, блеск бисера не всегда и везде уместен, а корявый, но все же
узелок, как было задумано вполне может испортить вполне достойную вышивку…
давайте попробуем научиться крутить этот узелок так, чтоб было чем гордиться по
окончании работы!
В первую очередь
предлагаю по картинкам изучить технику его изготовления:
Закрепите нитку и выведите ее
на лицевую сторону ткани между клеточками. Левой рукой оттяните нить и
сделайте один-два витка вокруг иглы в направлении от себя. Иглу держите
горизонтально, направляя острый конец влево.
Правой рукой проколите ткань в
том же месте, где нитка вошла на поверхность, но через одну ниточку канвы –
чтобы узелок «не провалился» на изнанку. Осторожно подтягивая нитку левой
рукой (иначе узелок получиться "растрепанным” и не красивым), протяните
нить на изнаночную сторону.
У нас получился вот такой узелочек.
А теперь надо
кроме техники учесть еще массу нюансов. Предлагаю вашему вниманию наработки
разных мастериц, со всех концов земного шара – как они выходили из запутанных ситуаций
с французскими узелками, что поняли, чему научились:
- очень важно
соответствие толщины иголки и нитки. Толстой иглой сделать французский узелок в
одну нить вряд ли выйдет аккуратно, как и наоборот – тонкой иглой узелок в 6
нитей;
- важно
накручивать узелок на иглу непосредственно рядом с канвой, можно сказать
впритык;
- для более
аккуратного вида узелка можно сделать всего один виток (вместо двух-трех, предписанных
дизайном картины), но положить для этого в 2-3 раза больше нитей;
- нельзя сильно
затягивать нить вокруг иглы – ее придется с усилием проталкивать на изнанку, а
это способствует растрепыванию узелка;
- прижмите узелок
пальцем, после окончательного вывода иглы на изнанку. Узелок «уляжется» и будет
выглядеть аккуратно;
- если какая-то из
ниточек узелка все же топорщится, подтягивать с изнанки их надо исключительно
по одной;
- накручивание
нити на иглу при выполнении французских узелков в пределах одного дизайна
должно делаться в одну сторону;
- выполнять
французские узелки лучше после вышивки всех крестиков и прочих стежков.
Большое спасибо единомышленнице за подробное разъяснение, уже 2й день писихую с этими узелками, уже из вышивальщицы в фокусницу превратилась: крутишь-крутишь нитку вокруг иглы, проводишь и оп- опять все ровненькое и гладенькое, никаких узелоков теперь пойду практиковаться, вооружившись новым объяснением...